Девять заповедей семейного воспитания

 

ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

 

1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.

        Природа создаёт детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в наследственном наборе ребенка качества и свойства многих десятков и сотен его предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположные первым. Только деятельная любовь родителей поможет одним сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои природные недостатки и превратить их в достоинства.

2. Никогда не наказывайте из прихоти.

       Непрестанно вмешиваться в жизнь ребенка опасно. Изводить малыша по пустякам – значит оглушить его: вскоре он не сможет отличать мелочь от серьёзного проступка. Но нельзя и игнорировать проступки, ибо ребёнок не сможет выработать у себя понимание их негативных последствий. Ребёнку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок, чтобы научиться отличать первое от второго и впоследствии не бояться ошибок и избегать проступков.

3. Не принимайте решения в одиночку.

       Принимать решения можно лишь при достижении между родителями единогласия. Отец и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигнут школьного возраста, следует их включать в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.

4. Собственное поведение родителей – главный фактор в воспитании детей.

       Особенно вредны неумные и бурные скандалы в семье: от них дети страдают даже больше, чем взрослые. Личный пример – лучший способ объяснения. Трудно внушить взрослеющему ребенку не курить, если его отец курит. Нельзя добиться аккуратности от девочки, если сама мама неопрятно и безвкусно одевается.

        Вот что писал Лев Толстой: « Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим не воспитывая себя, воспитывать своих детей… Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается вопрос о жизни: как самому жить? Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети будут то же делать… воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться; только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны».

5. Говорите обо всём без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задаёт каверзные вопросы и противоречит вам.

         Разговаривайте с детьми, вызывайте их на обсуждение вашей работы, домашних дел, денег, предстоящего отпуска. Спорьте, но уважительно и сохраняя при этом доброе отношение к детям. Радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья -–первый опыт приобщения ребёнка к социальной жизни.

6. Не допускайте излишеств в подарках детям.

         Часто дети, соблазнившись рекламой, просто осаждают нас просьбами. В результате родители разучиваются им отказывать, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не делает подарков -– их надо заработать.

          На это обращал внимание и В.А.Сухомлинский. Он указывал, что, как только ребёнок открыл глаза, как только осознал себя, ему постоянно чего-то хочется. Потребности – двигатель человеческой жизни. Из потребностей вытекают желания. Но человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживший их нравственной оправданности и обоснованности, становится социально ненадёжным, он вступает в конфликт с общественными требованиями. Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве бездумно кормили потребительским счастьем. А потом приходит ещё более страшное бедствие – нежелание трудиться.

         Следует понять, что современный кризис, который переживает человечество, вызван тем, что люди не научились регулировать свои потребности, блокировать те из них, которые ведут к экологическому и нравственному кризису.

7. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, всё делайте сообща.

         Обязанности в семье необходимо распределить. Мать не должна быть слугой в доме. Важно приучить детей к чистоте в раннем детстве. Нужно установить определенные правила уборки и всей семьёй четко им следовать.

         Режим дня должен быть целесообразным, разумным и в ваших глазах, и в глазах ребёнка. Если вы требуете, чтобы дети в определённый час сходились к обеду, они должны понимать: такой порядок необходим, чтобы облегчить работу по приготовлению еды и уборке после обеда, а главное, чтобы всей семьёй собраться вместе, поделиться своими мыслями и чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать: это необходимо из уважения к труду родителей, на деньги которых покупаются продукты.

8. Держите дома двери открытыми.

         Дети не должны чувствовать себя привязанными. Двери дома должны быть открыты и для друзей. Необходимо доверять детям, но они должны научиться свободе, ведь это совсем непросто. Надо помочь детям выработать чувство ответственности за свободный выбор поступков, товарищей. Если в семье добрые, уважительные отношения друг к другу, если родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам и заинтересованным обсуждениям всех семейных и детских дел, то детям не понадобится ничего скрывать от родителей, и последние сумеют вовремя предостеречь их от необдуманных поступков.

9. Устраняйтесь в положенное время.

           Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это необходимо для них. Не мешайте им в этом. Ведь одно из назначений семьи – выявить в каждом ребёнке всё лучшее, что в нём есть, развить это и отдать на общее благо. Отделившись от родителей в самостоятельную жизнь, дети начинают новый цикл жизни, для того, чтобы она никогда не кончалась.

 

Музыка с мамой

Музыкальные игры