Нужно ли детям слушать классическую музыку
Этот вопрос имеет два резко полярных ответа: одни родители считают, что нужно, другие - категорически против. Так как же быть?
Нужно помнить, что музыка - мощное средство воздействия на человеческие эмоции. Заложенный в том или ином произведении заряд художественных переживаний повергает человека в печаль или вызывает у него радостное настроение. Классика бесценна именно тем, что несёт слушателю идеи гуманизма, благородства, пронизана пафосом борьбы добра со злом и торжества справедливости. Её авторы умели облечь свои идеи в художественные формы пережившие, века и ставшие в полном смысле слова бессмертными. Волшебные мелодии, рождённые сто, двести лет назад, и сегодня вызывают чувство радостной встречи у наших современников.
Вот почему необходимо знакомить дошкольников с музыкальной классикой. Вот почему не следует обделять жизнь малышей, сводя их музыкальные знакомства лишь к лёгкой музыке. Нужно постоянно расширять круг их музыкальных познаний произведениями высокохудожественного уровня.
Как правило музыкальные занятия в детском саду - единственный «оазис», где дети слушают сочинения классиков, получают информацию о них. Ведь дома чаще всего детей окружает музыка радио и телевидения, то, что Д.Б.Кабалевский назвал метким выражением «музыкальный мусор», за счёт своего примитивизма такая музыка имеет свойство прочно оседать в детской памяти. Ни для кого не секрет, что большинство детей на просьбу спеть свою любимую песню с удовольствием исполняют песенки из реклам или «шедевры», типа «Ветер с моря дул...» или «Крошка моя...» и им подобные. Вряд ли у кого из думающих родителей и педагогов такой, с позволения сказать «музыкальный вкус» вызовет восторг. Скорее - недоумение: надо же, ребёнок нормальных песен не знает, а у педагога - музыканта ещё и жалость -ребёнок обделён целым пластом художественного воспитания. Поэтому бесценной станет помощь родителей в создании у детей своеобразного музыкального «поля», становящегося впоследствии предпосылкой формирования интереса к серьёзной музыке.
Теперь несколько советов: как можно подойти к решению этой задачи. Во-первых, это под силу любому взрослому (папе и маме, дедушке и бабушке), даже не имеющему специального музыкального образования. Во-вторых, нужно взять за правило себе, а так же своим детям, постоянно совершенствовать в самом себе и развивать в своих детях восприятие окружающего мира. И не просто восприятие, а восторженное восприятие! Например: вот мы выходим утром на работу - оглянемся вокруг, взглянем на то, что окружает нас, немножко по-новому. Оставим без внимания плохую погоду, бытовые мелочи, зато попробуем отметить то, что радует взгляд: иней на «обсахаренных» ветках деревьев; чистый снежок, словно покрывший землю новой скатертью; набухшие почки и талая вода заполняющая след; красавцы снегири, на заснеженных ветвях дерева; журчанье ручейка, бегущего вдоль тротуара по весне; шорох листвы под ногами во время листопада; бриллианты росинок на травинках; даже бегущие по небу хмурые тучки на что-то похожи (помните, у Маяковского -«от первой до третьей - люди, четвёртая - верблюдик»). Так мы развиваем своё и наших детей визуально-эстетическое восприятие обыденности. Так постепенно ребёнок обучается видеть и слышать прекрасное, а затем в этом появляется потребность, утолить которую могут только классическая литература, классическая живопись, классическая музыка.
Вот вам и ответ на поставленный вопрос: «Нужно ли детям слушать классическую музыку?»
Литература: О.Радынова «Музыкальное развитие детей»